Поминальные тосты_1

Будь культурным: как вести себя на поминках

Елена Воронина 21.10.2014 10:15 4326 2

Даже в сложную минуту грусти по ушедшим нужно соблюдать определенные правила этикета. Основываются они в первую очередь на уважении и логике.

Согласно общегражданскому этикету на поминках не разрешается:

шуметь, громко разговаривать, смеяться;

размахивать руками, динамично двигаться, расталкивать присутствующих, ссориться и спорить;

останавливаться на путях движения лиц, обслуживающих траурную церемонию;

нарушать порядок выступлений, порядок размещения за поминальным столом;

оскорблять чувства участников похорон и память умершего.

Следует также учитывать, что в общегражданской этике на поминки (именно на поминки, а не на похороны) без приглашения являться не следует.

За столом оставляют незанятым место, где при жизни обычно сидел покойный; на стол ставят один пустой прибор; нож и вилку принято оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее. Место с правой стороны от места покойного занимает хозяин или хозяйка поминального стола.

Рядом с незанятым местом покойного ставят портрет в траурной рамке со свечой перед портретом. Часто пустой прибор ставят перед портретом. Перед обедом в стакан прибора наливают спиртное и покрывают его куском хлеба в знак того, что душа усопшего находится вместе с поминающими. Этот обычай не обязателен и приветствуется не всеми.

Поминальный обед начинается с подачи первого блюда: щей, супа и т. д. Но это принято не везде, так же как и употребление спиртных напитков.

При соблюдении православных традиций обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно - для покойного.

Следует быть особенно предупредительными и почтительными к семье покойного, его близким, священнослужителям, пожилым людям, лицам, проводящим траурную церемонию поминальной трапезы.

В речах, выступлениях и беседах следует придерживаться принципа "о покойном - либо хорошее, либо - ничего". Выступать с критическими соображениями на погребении - неприлично.

Перед началом трапезы один из родных (как правило, старший) приглашает пришедших к столу.

Родственник открывает двери (если они были закрыты) со словами: "Прошу вас за поминальный стол. Разделите с нами наше горе".

Родственник: "Сегодня мы проводили в последний путь нашего близкого человека (называет его так, как было обычно принято в семье). Пусть будет пухом ему/ей земля, а память вечной (кланяется портрету или свободному месту покойного)".

(Все пьют, не чокаясь).

Родственник: "Я прошу быть главой этого стола (старшим за этим столом, называет имя наиболее уважаемого и ответственного лица)".

Глава стола (встает, кланяется родственнику, садящемуся на место): "Спасибо за оказанную честь. Мы скорбим вместе с вами, примите наши искренние соболезнования и сочувствие (кланяется портрету покойного или его месту)". Произносит свой тост, завершая его словами: "Пусть земля будет (называет имя и отчество покойного/ой) пухом, а память вечной!".

Далее глава стола предоставляет слово по старшинству (возраста и общественного положения) всем желающим. Отказываться от слова недопустимо. Слово должно заканчиваться теми же словами, что и слово главы стола. Завершая круг траурных высказываний, слово берет вновь глава стола.

Глава стола: "Еще раз выражаем наше сочувствие семье усопшего, желаем всем членам семьи стойко пережить эту тяжелую утрату, сохранить здоровье и твердость духа на долгие времена (кланяется родственникам)".

Все встают и кланяются родным, выпивают за их здоровье, потом садятся.

Родственники (встают, речь держит старшая в семье женщина, а если таковой нет, то старший из родных): "Спасибо вам за то, что были с нами в этот час, за ваши добрые слова, участие и сочувствие. Будьте здоровы". (Возможно приглашение на следующие поминовения).

Это означает окончание поминальной трапезы. После тоста говорящий выходит из-за стола и подходит к двери с другими родными. Все встают из-за стола и выходят из зала, кланяясь портрету или месту покойного, а, выходя, выражают соболезнование родным. Прощаться на поминках не принято.

В качестве общепринятого траурной вида одежды для мужчин следует считать строгий костюм темных тонов или черного цвета с белой или светлой сорочкой с галстуком, сочетающимся с костюмом по цвету и фактуре. Рисунок на галстуке допускается малозаметный. Применение ярких цветов не рекомендуется. Носки не должны быть светлее костюма, а обувь - светлей носков. На похоронах, проводимых по государственному протоколу, обувь может быть лаковой. Головной убор отсутствует или не надевается, за исключением случаев, когда национальные или религиозные требования гласят иное. Прическа - аккуратная, сдержанная. Лицо чисто выбрито, борода и усы аккуратно подстрижены.

В летнее время при жаркой погоде мужчинам разрешается быть в рубашке с галстуком без пиджака. В холодное время года поверх траурного костюма надевается плащ или пальто неярких, желательно темных тонов и головной убор, который снимается при входе в здание, а также при церемониях прощания и захоронения.

Женщинам лучше надеть темное однотонное закрытое платье или костюм с юбкой не выше середины колена. Желателен головной убор, который можно снять лишь в доме.

Общегражданское поминовение усопших

Основу гражданского поминовения составляют воспоминания об усопшем родных, а также тех кто знал его/ее лично и тех, кто мог оценить его жизненный, в том числе трудовой, вклад и его значимость для живущих. Они могут произноситься как траурные речи и как траурные тосты (в ходе поминальной трапезы).

Гражданское поминовение усопших может проводиться в день похорон, в другие традиционные дни поминовения или в специально назначаемый день.

Поминальную трапезу в день похорон нужно рассматривать как "трапезу сочувствия", поэтому она не должна быть длинной и утомительной для родных и близких. Ее основной этический принцип – сопереживание утраты, душевная помощь родным и близким покойного.

Рассаживаться за поминальным столом следует по общепринятым правилам. Можно составить список заранее. Особое внимание следует уделять распределению почетных мест, поскольку на такие места претендуют многие, обычно очень чувствительно относящиеся к рассадке, хотя высказывать обиды по этому поводу не тактично и не учтиво. Если хозяин желает оказать особое внимание участнику очень высокого ранга, он может предоставить ему второе место во главе стола, расположенное напротив него. Тем не менее, первое почетное место остается справа от хозяина.

Основные трудности при рассадке почетных гостей за столом между официальными должностными лицами возникают по соображениям вежливости. Места хозяина или хозяйки – в центре стола. При равном количестве мужчин и женщин на краю стола могут оказаться места для женщин. Этого следует избегать, лучше посадить двух женщин рядом.

Мусульманские поминки

По шариату запрещается, по крайней мере в первые три дня траура, забивать любой скот и устраивать угощения, а после позволяется лишь устраивать благотворительные обеды для обездоленных и нуждающихся стариков и сирот или раздавать им мясо жертвенного скота. Это шариат разрешает, но не заставляет делать. "Ла акара фил ислам". Что в переводе означает: "Нет в исламе обычая по покойному резать скот". Фазиль Хаммам в "Основах правильного пути" пишет: "Готовить еду и устраивать угощения родственниками покойного есть грех. Нехорошо в дни траура устраивать угощения". Так называемые зыяпаты, согласно исламу, допустимы только в дни радости и довольства, то есть в праздники. Когда объявили Мухаммеду о смерти Джафара бин Абу Талиба, пророк сказал: "Приготовьте что-нибудь для (членов) семьи Джафара, ибо сейчас им не до этого". Как видим, пророк призывал накормить семью покойного.

Вообще шариат требует упрощать любые мероприятия, устраивать их с минимальными затратами. Они не должны обременять хозяев. Тем более осуждается проведение обрядов в долг, за счет средств и имущества наследников и т. д.

Например, узбеки если устраивают поминальный обед, то предлагают легкую в приготовлении пищу, которая не требует больших расходов. Здесь главное - молитвы по покойному, а не еда.

Современные мусульманские поминки обычно проводятся в день похорон, на 7 или 9, 40 день и в годовщину смерти. Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки.

Первые включают в себя поминки в третий день после похорон, на седьмой, сороковой день и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть подается то же, что и во время любого другого обеда. Но специальный порядок поминальных трапез строго соблюдается. Главное, они кратковременны. Мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Если помещение одно, то в поминках участвуют только мужчины. На поминках сначала подаются сладости, чай с сахаром, затем плов. Перед поминками читается молитва, а собственно поминки проходят в молчании. Трапеза проводится быстро, затем все молча встают и уходят вновь на кладбище.

Вторые проводят, обычно, каждый четверг до сорокового дня. Для этих поминок готовится халва из муки, масла и сахара. Трапеза заключается в кратковременном чаепитии, после которого все уходят.

Поминальные сладости символизируют сладкую загробную жизнь для окончившего земной путь мусульманина.

Кыргызские традиции поминок

У кыргызов в предсмертном состоянии каждый человек оставляет завещание "керез". Оно обязательно к исполнению. Оповещение о смерти "кабар айтуу" считается плохой вестью, обычно говорят "суук кабар". Обычно сообщать такие плохие новости не доверяют женщинам и тем более молодым или беременным.

Если человек находится при смерти, то родные успевают пригласить молдо. Он благословляет и отпускает грехи, это называется "молдо ыйман айтат". Тело умершего омывается водой - "майрам сууга алынат". Рот подвязывают, чтобы он был закрыт.

Обязательно ставится юрта. Под тело насыпают сырую землю или песок - "нымдуу жерге жаткызуу". Затем начинают плакать - "кошок айтуу" В плаче участвуют все явившиеся, но в юрту с покойным могут входить только женщины. Мужчины же плачут снаружи юрты. Все в этот день должны быть в головном уборе. Мужчины в калпаке, тюбетейке, шляпе, кепке и т. д. Женщины в платках. Раньше, если в семье умирал муж, то жене расплетали волосы и ее родственники одевали ее во все черное. С этого момента она считалась вдовой. Жене покойного только на седьмой или сороковой день позволяли собирать волосы. Сейчас этого обряда нет. Также вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Сейчас это также не практикуется.

Обычно, если несколько людей идут в качестве гостей в дом усопшего, мужчины идут впереди, а женщины за ними. Мужчины громко плачут - "окуруу" - со словами "эсил кайран атаке (апаке, байке, эжеке, таяке и т. д.) эми кайдан коройун!", что в переводе по смыслу означает "как ему плохо, что он теперь не увидит умершего".

Все гости после того, как с плачем подходят к юрте, дальше заходят в дом и пьют чай. Дастархан накрывается с того момента, как происходит трагедия.

В день, когда умирает человек, обязательно нужно зарезать хотя бы барана и пустить кровь в качестве жертвоприношения - "арбак ачка жатпайт".

На третий день, перед захоронением, покойного снова омывают водой - "соок жуу". Тело омывают родственники покойного, родные и сваты. Затем оборачивают тело в ткань - "кепин" и начинаются проводы. Молдо читает "жаназа" по усопшему. В этот момент кто-то из близких покойного, это может быть сын, брат, дядя и т. д. выходит и встает рядом с молдо и повторяет за ним. "Атамдын (апамдын, байкемдин и т. д.) карызы болсо менден алгыла, бересеси болсо кечтим". Это означает, если у покойного были долги, то можно обращаться к нему, если ему были должны, то он их прощает.

Возраст покойного называется на год старше, потому что по кыргызским традициям исчисление идет не от даты появления на свет, а от зачатия.

"Соокту узатуу", или проводы, проводятся следующим образом: женщины внутри юрты, сидя лицом к стенам, читают "кошок" - причитания в виде стихов, слова из воспоминаний по покойному. Мужчины несут тело на кладбище. Могилу готовят заранее. Женщин на кладбище не пускают. После того, как могила закопана, начинается послепохоронный обряд, он же поминки.

Это общий плач возвращающихся с могил людей "окуруу". Далее идет раздача одежд и личных вещей покойного, а если умирает женщина, то раздают небольшие по размеру отрезки ткани "жыртыш" вместе с "чачыла" сладости и сухофрукты на больших подносах, нужно, чтобы гости разобрали все и подносы были пустые. Затем начинается поминальная трапеза "кара аш".

После возвращения с кладбища читается куран по усопшему, так как покойного уже передали земле. Затем читается куран на общую трапезу, куран прибывающим гостям, куран убывающим гостям. Считается, что только чтением курана можно помочь покойному.

По обычаю женщины едят отдельно, мужчины отдельно. Молдо объявляет дату так называемых сорока дней. Насчитывают 37 либо 39 дней (обязательно нечетное число).

Поминальный цикл у кыргызов состоит из "учлугу" - трехдневки, "жетилиги" - семидневки, "кыркы" - сорока дней и годовщины "аш". Последним завершается траур по покойнику.

На сорок дней снова режут скотину и снова все собираются помянуть покойного. В этот раз мужчины уже не плачут, плачут только женщины. До семи дней плачут и женщины, и мужчины.

Считается, что духи предков кыргызов покровительствуют оставшимся в живых родственникам. Именно поэтому кыргызы до сих пор говорят "Манас атабыздын арбагы колдосун" - чтобы дух Манаса покровительствовал.

И именно в честь усопшего обязательно готовят блюда. Поминальные блюда нужно доедать до конца, так как считается, что духи будут сыты и довольны от трапез, устроенных в их честь. Существует представление о том, что духи умерших ("арбактар") питаются запахом мяса, именно поэтому время от времени для семьи и родственников устраивают поминальные трапезы "жыт чыгаруу" и читают куран - "куран окутуу".

В похоронах обязаны участвовать все родственники, где бы они ни находились. Это дань уважения памяти покойного. Никакие причины не могут служить оправданием отсутствия кого-либо из близких покойного.

Стоит отметить, что основное бремя расходов "чыгым" берут на себя родственники, а также сторона сватов "кудалар". Каждая группа участников приносит в обязательном порядке "кошумча". Если ранее это было в виде скота, то сейчас это в основном в виде денег. Сумма зависит от возможностей каждого.

После поминок обычно присутствующие едут прямо к себе домой. Говорят, что нельзя ходить сразу в гости с похорон.

"Жыртыш" вручается только при условии, что покойному было за 50 лет. Это для того, чтобы те, кому достались куски ткани, тоже прожили долго.

Те, кто пришли омывать тело, получают кийит. Кийит - одежда покойного.

Обслуживающим персоналом всего этого длительного и ответственного процесса являются келинки и куйо бала.

Все зеркала в доме прикрываются во время поминального процесса.


Похожие материалы