Тосты на венчание
В енчание - это одно из семи Таинств Святой церкви, через него подается особая благодать, которая является освещающей. Это священнодействие, Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божья для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Благодать в таинстве соединяется с видимой стороной. Такие способы подачи благодати установлены самим Господом и совершаются поставленными лицами церковной иерархии священниками или епископами. Вот как говорит об этом Святой Феофан Затворник: "Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся - благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству".
Венчание совершается лицами, специально поставленными на это. Церковь отделена от государства. Поэтому сегодня венчание совершается только тогда, когда оформлен брак в ЗАГСе. Прежде всего, должно быть взаимное согласие жениха и невесты. Не должно быть никакого принуждения к браку. Если во время брака священник видит, что невеста своим поведением опровергает это решение, то ли плачет, то ли еще что-либо, священник должен узнать, в чем причина. Обязательно должно быть благословение на брак родителей, в каком бы возрасте брачующиеся не были, они вступают в брак с их позволения либо с позволения опекунов или попечителей.
Родители имеют больше духовного опыта и ответственности за детей перед Богом. Бывает, что молодежь вступает в брак по легкомыслию молодости, по мимолетному увлечению, поэтому и входят в их семейную жизнь беспорядки и моральные, и человеческие. Часто бывает, что браки долго не сохраняются, так как не было благословения родителей, осмысления и подготовки к жизненному пути, не было глубокого осознания великой ответственности не только за себя, но и за свою семью, за свою половину. В Евангелие сказано, что соединяется плоть воедино. Жена и муж - это единая плоть. Счастье, радость и горе пополам. Молодые не могут в полной мере осознать этого, а когда легкомысленно вступают в брак, то повседневная жизнь разочаровывает их, и приходит расторжение брака.
Церковь отказывает в венчании, если, например, человек психически или умственно болен. Не разрешен брак лицам, состоящим в близкой степени родства, и уж, конечно, церковный брак невозможен в случае, если один из венчающихся является атеистом или представителем мусульманской или языческой, нехристианской религии. Мирянам разрешают три раза венчаться, а уже четвертое венчание не разрешается. Такие браки признаются недействительными. Не должны приходить венчаться в пьяном виде.
Часто задают вопрос о беременности, она не является препятствием к браку. Многие приходят за благословением перед родами. А затем приходят в храм с младенцами, чтобы причастить, и воспитать их в православной вере. При храме есть воскресная школа. В 10 лет у ребёнка уже видны плоды нашего воспитания. Заявление желательно делать заранее. Сейчас обручение и само Таинство венчания совершаются вместе, в один день. Поэтому у нас обычно записываются за месяц, за две недели. Это нужно для того, чтобы молодые правильно подготовились к священному браку. Исповедали грехи, покаялись, причастились, духовно очистились для нового периода своей жизни. Долг церкви - принять покаяние и очищение от прежних грехов.
Обычно венчание совершаются после литургии, в середине дня, но не вечером. Это может быть понедельник, среда, пятница или воскресенье. Не совершается венчание накануне поста, в пост, в Великие дни.
Белое платье - все светлое в церкви является символом святости, чистоты. На Таинство нужно одеть всё самое красивое. Белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, также символизируют чистоту брака. У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок; косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих супругов.
Раньше из дому брали две иконы - Спасителя и Божией Матери, теперь редко в каких домах они есть.
Пламя свечей в руках молодых символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу. Еще необходимы обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе, серебряное - подо6ие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца кладутся на престол перед обручением, а потом надеваются на пальцы супругов, и совершается обручение кольцами.
При венчании желательно, чтобы были свидетели. Они должны придерживать венцы на головах венчающихся. Венцы - это знак победы над страстями и напоминание о долге хранить чистоту. Являясь символом царской власти, они же и символ единения мужа с женой. Раньше в первый век христианства был обычай носить эти венцы еще восемь дней, не снимая, родители тоже должны присутствовать. Они молятся Богу, ведь в Таинстве не только священники обращаются к Богу в своих молитвах, но и все присутствующие в храме.
Венчающихся обычно поздравляют родители. Благословляют иконой, которая сохранилась с их венчания, затем они передают ее молодым, когда они идут венчаться. Если родители не венчались, то приобретают иконы в церкви. Эти иконы приносятся в храм, возлагаются на престол и после венчания священник благословляет этими иконами. Обычно это иконы Спасителя или Божьей матери. Еще чтится икона Святого Николая.
В православии много покровителей Священного брака. Деторождение и брак считались священными, так как ждали пришествие Миссии, Спасителя мира, а бездетные семьи считались наказанными от Бога. Многодетные семьи, наоборот, считались благословленными Богом. Иногда Господь испытывает людей, а после молитв ниспосылает им ребенка. Например, Захарий и Елизавета - мать и отец Иоанна Пророка Предтечи Крестителя Господня не имели долго детей. Иоким и Иоанна мать и отец Пресвятой Богородицы родили уже в престарелом возрасте. Поэтому мы молимся им как покровителям брака.
Венчающиеся обратившись к священнику за благословением, исповедуются и дальнейшую супружескую жизнь проводят с благословения церкви. Стараются жить по заповедям Божьим. Если возникают какие-то вопросы, то приходят за советом к священнику.
уществует второбрачное и третьебрачное венчание. Если жених и невеста уже были венчаны браком, то тогда оно менее торжественно. Но если кто-то из них первый раз венчается, то оно и совершается как обычное, первое.
Расторжение брака совершается по православному закону. В местных соборах есть справка, в которой еще в 1917-1918 гг. принято, что расторжение брачного союза, освещенного церковью, происходит в случаях, когда человек меняет веру; прелюбодействует или имеет противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой, сифилисом. Когда без ведома супруга(и) человек покидает семью и живет отдельно. Осуждение по приговору к наказанию. Посягательство на жизнь супруга(и) или детей, сводничество. Вступление одной стороны в новый брак или неизлечимая, тяжелая душевная болезнь.
Ксожалению, это происходит довольно часто. Церковь о расторжении брака бумаг не выдает и для этого не совершается обряд. Если человек хочет заключить новый брак и снова венчаться, в этом случае он обращается к Владыке с письменным заявлением и с указанием причины, по которой был расторгнут предыдущий брак. Владыка рассматривает прошение и выдает ему разрешение.
Таинство венчания, Вера в Господа не согласуются с модой или популярностью. Это глубоко личное дело каждого человека - пути Господни неисповедимы. Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христа. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, и жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу. Апостол Павел говорит мужьям: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. любящий свою жену любит самого себя" А женам говорит: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем". Кто пришел к полному пониманию этих слов, тот идет венчаться.
Чтобы Таинство венчания было осознанным, нужно к нему подготовиться, осознать всю ответственность и всю трудность предстоящей семейной жизни. Жить вместе - это значит всем делиться и быть готовым отдать душу и жизнь за ближнего своего, за свою половину. Так же и Господь отдал себя за Церковь.
Венчание у славян в дохристианский период проводилось обычно либо весной, либо осенью на фоне природы. Жених с невестой в сопровождении молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные венки из цветов, водили хороводы вокруг украшенной лентами березы, пели обрядовые песни и устраивали веселые игры.
Сам обряд бракосочетания состоял в том, что жениха и невесту водили вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и говорит сохранившаяся до наших дней поговорка: "обручается, вокруг ракитного куста венчается".
С приходом христианства народное венчание было заменено церковным - церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со времен Петра I до марта 1917 г. для всех православных жителей Российской империи считался действительным лишь брак, заключенный путем венчания. Венчание всегда проходило в храме. Венчание не может иметь место во время поста, накануне постных дней и некоторых религиозных праздников. Обряд венчания состоит из обручения и собственно венчания. Во время обручения священник при совершении установленных молитвословий спрашивает брачующихся об их доброволь-ном согласии вступить в брак и надевает им освященные кольца. Во время венчания звучат песнопения церковного хора, священник благословляет общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают из нее раз-бавленное водой вино. Священный покров и венцы возлагаются на головы жениха и невесты, священник соединяет их руки и троекратно обводит вокруг аналоя, затем молодые обмениваются обручальными кольцами.
Пока шло венчание, свадебный поезд (уже единый) украшали лентами, цветами и колокольчиками.
Похожие материалы |